Учителя-логопеды (Начальная школа)
Розова Юлия Евгеньевна – высшая квалификационная категория
Белозерцева Татьяна Васильевна — высшая квалификационная категория
Глевацкая Серафима Кирилловна – первая квалификационная категория
Основная цель работы учителя-логопеда в начальной школе — это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Основные задачи коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда:
-организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
-организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи;
-организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;
-консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1-4 классов выстраивается согласно рабочим программам и особенностям речевых нарушений по следующим направлениям:
1. Развитие звуковой стороны речи:
— Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
— уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
— развитие навыков построения связного высказывания; программирования смысла и смысловой культуры высказывания;
— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
— устойчивости внимания, наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; вы деление главного существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать считать; проводить анализ, сравнение сопоставление и т.д.);
— применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учи теля-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы;
— соблюдение речевого этикета при общении.
Основной формой организации занятий являются групповые и индивидуальные занятия.
Презентация «Консультация учителя-логопеда для родителей»
Авторские учебно-методические пособия:
1. Розова Ю.Е. Коробченко Т.В. Использование современных образовательных технологий на логопедических занятиях. 1001 идея интересного занятия с детьми. – М.: Образ-Центр, 2014.
2. Елецкая О.В., Коробченко Т.В., Розова Ю.Е., Щукина Д.А. Организация и содержание работы школьного логопеда. Учебно-методическое пособие. — М. Форум, 2015. https://infra-m.ru/catalog/pedagogika_obrazovanie/organizatsiya_i_soderzhanie_
3.Розова Ю.Е. Коробченко Т.В. Преодоление оптической дисграфии у школьников. Учебно-методическое пособие. — М.: Форум, 2016. http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/
4. Розова Ю.Е. Коробченко Т.В. Использование приемов мнемотехники в коррекционно-логопедической работе. Учебно-методическое пособие. – М.: Форум, 2016. http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/
5.Розова Ю.Е. Коробченко Т.В. Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда. Учебно-методическое пособие. — М.: Редкая птица, 2017. http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/
6. Розова Ю.Е. Коробченко Т.В. Стань буквой. Динамические паузы при обучении грамоте дошкольников и младших школьников. Учебно-методическое пособие. — М.: Редкая птица, 2017. http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/
7. Розова Ю.Е. Коробченко Т.В. Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у школьников. Учебно-методическое пособие. – М.: Редкая птица, 2017. http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/
8.Розова Ю.Е, Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Методические рекомендации по организации логопедической работы в период обучения грамоте. Коррекционно-логопедический мониторинг // Программно-методические материалы. — М.: Редкая птица, 2017. http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/
9.Розова Ю.Е, Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Рабочая программа. Технологические карты логопедических занятий // Программно-методические материалы.- М.: Редкая птица, 2017. http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/
10. Розова Ю.Е, Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Учим буквы! // Рабочая тетрадь. 1, 2 часть.- М.: Редкая птица, 2017. http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/
11. Розова Ю.Е, Коробченко Т.В. Мониторинг речевого развития учащихся начальных классов. Программно-методические материалы. Учебно-методическое пособие. – М.: Редкая птица, 2018.и http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/
12. Розова Ю.Е, Коробченко Т.В. Мониторинг речевого развития учащихся начальных классов. Рабочая тетрадь. – М.: Редкая птица, 2018. http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/
13. Розова Ю.Е, Коробченко Т.В. Программно-методические материалы для организации коррекционно-логопедической работы с учащимися начальных классов. Сборник рабочих программ учителя-логопеда. – М.: Редкая птица, 2018. http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/