Логопедическая служба

Специалисты:
Белозерцева Т.В., учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Розова Ю.Е., учитель-логопед, высшей квалификационной категории.
Глевацкая С.К., учитель-логопед, без категории.

Логопедические занятия

__________________________________________________________

6 марта 2021 года учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 8 Розова Ю.Е. приняла участие в работе XI Городского логопедического семинара «Современные практики логопедической работы» в рамках «Научной весны ИСПиП-2021», проводимой Институтом специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга 5-6 марта 2021 г.
На конференции рассматривались вопросы о медицинских исследованиях в области речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, об организации логопедической работы и современных подходах к диагностике речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста, о применении современных образовательных методик и технологий в области коррекции нарушений устной и письменной речи, а также проблемы и перспективы профессиональной деятельности учителя-логопеда. Розова Ю.Е. представила доклад «Использование визуально-ритмических пособий при коррекции нарушений устной и письменной речи».
______________________________________________________

«Использование визуально-ритмических пособий при коррекции нарушений устной и письменной речи у дошкольников и младших школьников с ОВЗ. Авторский подход» Розова Ю.Е., учитель — логопед ГБОУ школы-интерната № 8
12 февраля 2021 года учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 8 Юлия Евгеньевна Розова провела вебинар (мастер-класс) на тему «Использование визуально-ритмических пособий при коррекции нарушений устной и письменной речи у дошкольников и младших школьников с ОВЗ. Авторский подход» на образовательном ресурсе «Дефектология Проф» — Институт повышения квалификации и переподготовки».
Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Всё окружающее нас живёт по законам ритма. Ритм сердца, дыхания, ходьбы, речи. Еще в середине ХХ века врачи и биологи после ряда исследований доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме и в заданной последовательности благотворно влияют на нервную систему. Такие занятия использовались для облегчения течения ряда заболеваний, повышали концентрацию внимания, вызывали позитивный отклик у пациентов. Первыми занятиями были аналоги ЛФК с использованием ритмических последовательностей движений, а затем появилась и узкоспециализированная логопедическая ритмика. В настоящее время логопеды с удовольствием используют такие упражнения для развития речевых навыков и на занятиях по коррекции устной и письменной речи.
Известно, что одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность. Также на речь влияет способность воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок. Часто эта способность бывает нарушена у детей с ОВЗ и детей с ТНР. Поэтому важно увидеть степень нарушения восприятия и воспроизведения ритма и построить комплексную коррекционную работу по преодолению не только речевых, но и моторных нарушений.
В зависимости от способа восприятия ритмы делятся на динамические (временные) и статические (визуальные). Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы, способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, усвоению фонематической системы языка, развитию звуковой стороны речи, ускоряет развитие других лингвистических способностей.
Развитие ритмичности является неотъемлемой частью коррекционной работы и способствует преодолению разнообразных речевых расстройств, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребёнка всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), развитию навыка правильного речевого дыхания, общей и мелкой моторики, заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата).
Работа на занятиях с визуально-ритмическими пособиями «Ритмический круг» и «Ритмическая парковка» позволяет не только развивать пространственно-временные отношения и ритмичность, но и помогает осуществлять «запуск речи», повышает эффективность логопедической работы, направленной на коррекцию звукопроизношения, развитие фонетико-фонематического и слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи, связной речи, нарушений чтения и письма.
На вебинаре были раскрыты следующие вопросы:
— Теоретический аспект. Визуально-ритмические пособия и их роль в коррекции нарушений устной и письменной речи.
— Методические рекомендации по использованию визуально-ритмических пособий на логопедических занятиях при коррекции различных речевых нарушений.
— Практические примеры традиционных и авторских игр и упражнений с пособиями «Ритмический круг» и «Ритмическая парковка».
В вебинаре приняли участие 535 человек — учителя-логопеды ДОУ и школьных логопунктов, учителя-дефектологи, коррекционные педагоги, студенты педагогических колледжей и ВУЗов, в также родители.


____________________________________________________________
2  ноября  2020 года учителя-логопеды  ГБОУ школы-интерната № 8  Розова Ю.Е., Пионтек А.В., Глевацкая С.К. приняли участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Технологии работы с детьми, имеющими нарушения речи».
На конференции рассматривались вопросы о  медицинских исследованиях в области речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, об  организации логопедической работы  и  современных подходах  к диагностике речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста,  о  использовании современных образовательных технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи, а также    проблемы и перспективы профессиональной деятельности учителя-логопеда. Розова Ю.Е. представила стендовый доклад «Игровое сопровождение коррекционно-логопедической работы с учащимися, имеющими  тяжелые нарушения речи».
Программа конференции https://clck.ru/Rtbdx
Доклады  https://clck.ru/Rtbcs

3 ноября  2020 года учитель-логопед  ГБОУ школы-интерната № 8  Юлия Евгеньевна Розова провела вебинар на тему «Организация логопедической работы по профилактике и преодолению  дисграфии  на основе нарушений фонемного распознавания. Авторский подход» на образовательном ресурсе «Дефектология Проф» — онлайн-институт коррекционной педагогики.
Дисграфии посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальности её изучения не снижается. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. В настоящее время у 65-70 % детей с началом обучения в школе обнаруживаются затруднения при обучении письму. Часто учащиеся неплохо справляются с математикой, окружающим миром и другими предметами, но испытывают большие трудности при изучении русского языка. Специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
Одна из распространенных форм дисграфии — дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания.  Для дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания характерны ошибки в виде замен букв, соответствующих фонетически близким звукам, замен гласных звуков, ошибки обозначения на письме мягкости согласных.
Для правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация звуков, чем для устной речи.   В процессе письма для правильного различения и выборе фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, являющихся смысло-различительными,   дифференциация звуков, выбор фонем осуществляются на основе следовой деятельности, слуховых образов, по представлению. Вследствие нечеткости слуховых представлений о фонетически близких звуках выбор той или иной фонемы затруднен, следствием чего являются замены букв на письме.  Актуальность проблемы формирования навыков фонетического  анализа и синтеза у учащихся 1-4  классов  обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.
На вебинаре были освещены следующие вопросы:
— Специфика логопедической работы по преодолению  дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.
— Теоретические основы изучения дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у школьников.
— Анализ фрагментов письменных работ учащихся 1-4 классов, имеющих данный вид дисграфии
— Авторские диагностические методики обследования речевого развития учащихся 1-4 классов.
— Варианты диагностических работ «Дифференциация гласных I-II ряда», «Дифференциация согласных».
— Методические рекомендации по устранению  на основе нарушений фонемного распознавания. — Содержание этапов логопедической работы по преодолению данного вида дисграфии у младших школьников:
— Программа «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением   фонемного распознавания у младших школьников»
— Методические разработки логопедических занятий по профилактике и коррекции  дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания (конспекты занятий, практические задания).
— Представление авторских  учебно-методических  пособий   по теме вебинара.
Вебинар был адресован практикующим логопедам, дефектологам, коррекционным педагогам, педагогам и родителям учеников начальных классов, студентам педагогических вузов. Использование в работе методических и практических  материалов данного вебинара  позволит педагогу  провести эффективную пропедевтическую и коррекционную работу, поможет отследить динамику состояния письменной речи ребенка. Некоторые задания из методических рекомендаций могут быть использованы родителями для работы с ребенком в домашних условиях.

__________________________________________________________
Современные технологии в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками и младшими школьниками с ОВЗ

25 августа 2020 года учителя-логопеды ГБОУ школы-интерната №8 Татьяна Васильевна Белозерцева и Юлия Евгеньевна Розова провели вебинар на тему «Современные технологии в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками и младшими школьниками с ОВЗ» на образовательном ресурсе «Дефектология Проф» — онлайн-институт коррекционной педагогики.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.
Современные инновационные технологии —
· Это дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям.
· Это новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
· Это новые способы взаимодействия педагога и ребёнка.
· Это новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
На вебинаре были освещены следующие технологии:

  • Арт-терапевтические технологии
  •  Современные технологии логопедического и пальцевого массажа
  • «Су – Джок» — терапия
  • Телесноориентированные техники
  • Современные технологии сенсорного воспитания
  • Криотерапия
  • Информационные технологии

Вебинар был адресован практикующим логопедам, дефектологам, коррекционным педагогам, студентам педагогических ВУЗов.
________________________________________________________

Авторские учебно-методические пособия.

1. Розова Ю.Е. Коробченко Т.В. Использование современных образовательных технологий на логопедических занятиях. 1001 идея интересного занятия с детьми. – М.: Образ-Центр, 2014.

2. Елецкая О.В., Коробченко Т.В., Розова Ю.Е., Щукина Д.А. Организация и содержание работы школьного логопеда.

Учебно-методическое пособие. — М. Форум, 2015. https://infra-m.ru/catalog/pedagogika_obrazovanie/organizatsiya_i_soderzhanie_

3.Розова Ю.Е. Коробченко Т.В. Преодоление оптической дисграфии у школьников. Учебно-методическое пособие. — М.: Форум, 2016. http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/

4. Розова Ю.Е. Коробченко Т.В. Использование приемов мнемотехники в коррекционно-логопедической работе. Учебно-методическое пособие. – М.: Форум, 2016. http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/

5.Розова Ю.Е. Коробченко Т.В. Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда. Учебно-методическое пособие. — М.: Редкая птица, 2017. http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/

6. Розова Ю.Е. Коробченко Т.В. Стань буквой. Динамические паузы при обучении грамоте дошкольников и младших школьников. Учебно-методическое пособие. — М.: Редкая птица, 2017. http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/

7. Розова Ю.Е. Коробченко Т.В. Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у школьников. Учебно-методическое пособие. – М.: Редкая птица, 2017. http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/

8.Розова Ю.Е, Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Методические рекомендации по организации логопедической работы в период обучения грамоте. Коррекционно-логопедический мониторинг // Программно-методические материалы. — М.: Редкая птица, 2017. http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/

9.Розова Ю.Е, Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Рабочая программа. Технологические карты логопедических занятий // Программно-методические материалы.- М.: Редкая птица, 2017. http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/

10. Розова Ю.Е, Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Учим буквы! // Рабочая тетрадь. 1, 2 часть.- М.: Редкая птица, 2017. http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/

11. Розова Ю.Е, Коробченко Т.В. Мониторинг речевого развития учащихся начальных классов. Программно-методические материалы. Учебно-методическое пособие. – М.: Редкая птица, 2018.и http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/

12. Розова Ю.Е, Коробченко Т.В. Мониторинг речевого развития учащихся начальных классов. Рабочая тетрадь. – М.: Редкая птица, 2018. http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/

13. Розова Ю.Е, Коробченко Т.В. Программно-методические материалы для организации коррекционно-логопедической работы с учащимися начальных классов. Сборник рабочих программ учителя-логопеда. – М.: Редкая птица, 2018. http://forum-books.ru/shop/pedagogika-i-psihologiya/