Городской предметный конкурс «Умники и умницы»


«Умники и умницы» — предметный городской конкурс
среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
начальных классов образовательных организаций Санкт-Петербурга

Предметный конкурс «Умники и умницы» — это единственный официальный городской конкурс в России для детей с различными нарушениями развития.
Инновационный проект разработан учителями-логопедами ГБОУ школы-интерната № 8 Белозерцевой Татьяной Васильевной, Розовой Юлией Евгеньевной в 2007 году.
Целью образования в коррекционной (специальной) общеобразовательной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно — ориентированного подхода в обучении и постепенного перехода к личностнодеятельному, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям нестабильного социума.
Выбор темы проекта и его актуальность не случайны. В настоящее время в современной школе отмечается снижение уровня учебной мотивации у школьников, что отрицательно влияет на качество образования у учащихся начальных классов.
Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учёбе. Одним из средств привития любви и внимания к учебным предметам в нашем учреждении является предметный конкурс «Умники и умницы», который ежегодно проводится Государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования (СПб АППО) совместно с Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением школой-интернатом № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга с 2007 года. Конкурс включен в Перечень региональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий интеллектуальной направленности для школьников, утвержденный Комитетом по образованию.
Конкурс предполагает развитие у школьников с ограниченными возможностями здоровья не только познавательного интереса к предмету, пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, но и помогает определить их уровень знаний педагогам.
Предметный конкурс является одной из форм учебной деятельности, которая влияет на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальную сферу своего развития, творческие способности.
Цель предметного конкурса «Умники и умницы»: активизировать учебную мотивацию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, способствовать социальной адаптации учащихся коррекционных школ
Задачи:
· повысить качество образования учащихся начальных классов;
· развивать у учащихся с ОВЗ интерес к учебной деятельности, пропагандировать ценность научных знаний;
· активизировать работу кружков, секций и других форм внеклассной и внешкольной работы в коррекционном учреждении.
Конкурс дает возможность выявить результаты обучения, установленные Федеральным Государственным образовательным стандартом, не только предметные (результаты, достижение которых обеспечивается преимущественно за счёт освоения учебных программ по отдельным предметам), но и личностные и метапредметные результаты, достижение которых обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, включая внеурочную деятельность.
Конкурс проводится по предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир». При разработке материалов предметного конкурса нами учитываются возрастные и психологические особенности детей с ОВЗ и требования программы по начальному образованию Федерального компонента Государственного стандарта общего образования (увеличенный шрифт, шрифт Брайля, тьютеры и др.).
При разработке материалов предметного конкурса учитываются возрастные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и требования программы по начальному образованию ФГОС НОО и ФГОС НОО для учащихся с ОВЗ.
Согласно программе обучения в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (АООП), подбираются разноуровневые занимательные и нестандартные задания, разнообразные по форме и характеру вопросов. При этом их тематика и идейная направленность сходны для вариантов всех параллелей 2-4 классов, хотя и построены на разном текстовом и лексическом материале.
Предметный конкурс по каждому предмету проводится в два тура: первый тур – внутришкольный, второй тур – городской. Каждый конкурс по предмету по времени не превышает 40 минут. При этом создаём для учащихся, педагогов, родителей комфортную атмосферу, чётко выстраиваем каждый этап работы.
После каждого этапа участники собираются на дружеское чаепитие с целью социальной адаптации учащихся разных школ для установления добрых отношений, воспитанию толерантности.
Победителями считаются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов или ответившие на наибольшее количество вопросов. Подведение итогов проводится в торжественной обстановке. На гала-концерте участники конкурса демонстрируют свои творческие способности. Победители и призёры награждаются традиционными дипломами, грамотами и призами. Команда школы, получившая наибольшее количество баллов, получает главный приз конкурса – «Умную сову».
Результаты предметных конкурсов позволяют:
1.Планировать работу с каждым учащимся по определенной теме программы.
2.Знакомить педагогов с новыми технологиями и использовать их для интеллектуального развития детей на уроках и на коррекционных занятиях.
3.Помогать учащимся ориентироваться в нетрадиционных заданиях и вопросах, направленных на привитие интереса к изучаемым предметам и общее развитие личности.
4. Помочь родителям учащихся увидеть перспективы индивидуального развития их детей.
Подводя итоги многолетнего опыта работы, мы уверены, что ощущение успеха рождается у ребёнка, сумевшего преодолеть свой страх, заниженную самооценку, своё неумение, застенчивость, непонимание, робость, растерянность, затруднение. Ситуация успеха – некий взлёт для человека, своеобразный прыжок на ступень выше в своём личном развитии. Ситуация успеха – это победа, как по — беда, т.е. после победы, по окончании беды сопротивление беде, то, что ребёнок с особыми потребностями чувствует, когда преодолевает трудности, а не как незаслуженный подарок судьбы. Переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя. Когда мы говорим о ситуации успеха, то имеем в виду тот факт, что успех деятельности переживается её субъектом: учеником, педагогом, родителями.
Результаты конкурса следует рассматривать шире, не ограничиваясь только вопросами учебной деятельности. Ребенок, стремящийся к достижениям, способен добиться больших успехов в дальнейшей жизни и личном развитии.

 

 

 

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Объявление