«Киноуроки 2021»
Вот и закончился 2020-2021 учебный год! Работая по программе «Быть человеком», наши воспитанники посмотрели семь новых фильмов, созданных в рамках проекта «Киноуроки в школах России», расширили и закрепили свои знания о нравственных понятиях, раскрытых в фильмах.
Работа состояла из 7 блоков. В каждом блоке был представлен один фильм, направленный на формирование того или иного духовно-нравственного или гражданско-патриотического качества:
1 блок (сентябрь) – ребята посмотрели фильм «Наследники Победы», который направлен на воспитание патриотизма. Перед тем, как посмотреть фильм, мы читали книгу Н. Ходзы «Дорога жизни», провели беседу о работе шоферов во время блокады Ленинграда, о наградном знаке «Отличный шофер». После этого было организовано коллективное творческое дело «На Ленинград машины шли», в результате которого была создана инсталляция «Дорога жизни» и видеолинейка «Блокадный Ленинград».
2 блок (октябрь) – фильм «Друг в беде не бросит» направлен на формирование понимания того, что, чаще всего, человека надо не осуждать, а помочь ему все исправить. Тема месяца «Помощь вместо осуждения». С ребятами была проведена тематическая беседа, в ходе которой мы обсуждали: что такое осуждение, взаимовыручка и важна ли дружба для человека? Итогом проделанной работы стало написание мини-сочинений на тему «Мой друг и как я ему помог».
3 блок (ноябрь) – для просмотра воспитанникам был предложен фильм «Мой танец». Этот фильм направлен на формирование эмоциональных представлений о понятиях честности, чувстве долга, умении дружить, умении понимать друг друга, стремлении искупить свою вину, умении прощать. В течение месяца мы с ребятами читали, беседовали и выполняли творческие работы по теме месяца. Результатом работы стала организация выставки детских работ «Мои впечатления о фильме».
4 блок (декабрь) – в преддверии Нового года воспитанники посмотрели фильм «Хорошие песни», который направлен на раскрытие человеческих качеств «доброта» и «доброжелательность», воспитание умения выражать свое доброе отношение друг к другу, близким и родным, старшему поколению. После просмотра фильма, в ходе коллективной творческой работы было создано новогоднее видеопоздравление для пожилых людей Дома ветеранов г. Павловска. А для воспитанников был организован вечер караоке «Дорогою добра». Ребята пели песни о доброте и дружбе.
5 блок (январь-февраль) – фильм «Ванька адмирал» направлен на формирование у воспитанников представлений о героизме, самоотверженности, верности своему идеалу. Тема месяца «Герой для подражания». Поскольку в фильме речь шла об адмирале Ф.Ф. Ушакове, мы решили познакомить воспитанников с его биографией. Работа по блоку была закончена художественной мастерской «Мой герой». Ребята нарисовали тех героев, на которых они сейчас ориентируются.
6 блок (март) – в этом месяце мы посмотрели фильм «Стеша». В нем речь идет об экологическом воспитании. Тема месяца «Экология снаружи – экология внутри». В ходе работы мы пытались установить взаимосвязь внутреннего мира человека и окружающей его среды. Итогом работы стало проведение акции по изготовлению памяток и оформление стенда «Что мы можем сделать для спасения природы».
7 блок (апрель-май) – май – месяц Победы! И, конечно, мы посмотрели фильм, который рассказывает о чувстве долга, героизме и самоотверженности детей, женщин и мужчин в годы ВОВ — «Лошадка для героя». В течение месяца были проведены: комментированный просмотр презентации «Героизм детей во время ВОВ», творческие и художественные мастерские, литературно-музыкальный вечер, коллективное оформление школьного стенда «Герои и награды минувшей войны».
Подводя итог работы за 2020-2021 учебный год, хочется сказать, что работа по программе была плодотворной и успешной. Фильмы, которые воспитанники посмотрели за этот учебный год, позволили им полноценно погрузиться в понимание духовно-нравственных качеств, воспетых в фильмах.
Киноуроки про экологию
В школе- интернате № 8 продолжается работа по Всероссийскому проекту «Киноуроки в школах России». В рамках работы по проекту в школе осуществляется воспитательная работа духовно-нравственного направления по программе «Быть человеком». В данную программу включен цикл мероприятий, направленных на экологическое воспитание, целью которых является формирование представлений о чувстве долга, самоотверженности, верности своим жизненным принципам, понимания экологии как основы взгляда на жизнь в нашу эпоху, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии.
В фильмотеке Всероссийского проекта «Киноуроки в школах России» есть фильм «Стеша», содержание которого направлено на достижение поставленных целей. Учитывая, что формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, работа велась в течение месяца. Девизом работы стал слоган «Экология снаружи – экология внутри». Важным было показать взаимосвязь внутреннего мира человека с его экологическим поведением, донести до понимания детей тот факт, что все в окружающем нас мире зависит от нас самих. Для этого в программе «Быть человеком» выстроена определенная система работы.
На начальном этапе работы была проведена литературная гостиная по комментированному чтению рассказа Е. Дубровской «Стеша».
Следующим этапом работы стало занятие по воспитанию и развитию личности «Экология снаружи – экология внутри», в ходе которого были поставлены такие вопросы, как: как вы понимаете, что такое «экология внутри», что такое «экология снаружи»? влияние человека на экологию? Экологические проблемы, связанные с деятельностью людей?
Затем воспитанники посмотрели детский короткометражный фильма «Стеша». Выявили главную мысль и тему фильма. Выводом спонтанного обсуждения фильма стало понимание того, что и один человек, даже ребенок, может внести свой вклад в спасение экологии на планете.
Учитывая, что экологическое сознание формируется на учебно-воспитательных занятиях, а экологическое поведение в практической деятельности, мы перешли к коллективно-творческому делу «Что я могу сделать для сохранения природы», целью которого стало создание памяток по заданной теме. Главным этапом работы по теме месяца является социальная практика – общественно-полезное дело, организованное и проведенное воспитанниками. По программе была запланирована акция по раздаче памяток «Мы можем беречь тебя, природа!».
Комплекс мероприятий, запланированных по программе «Быть человеком» способствовал развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей, что и стало одним из залогов успешного экологического воспитания.
Помним подвиг защитников Родины
Вот и начался новый учебный год. Воспитатели продолжают вести работу по патриотическому воспитанию детей. В сентябре несколько памятных дат, напоминающих нам о том, что Великая Отечественная война — важное и трагическое событие в жизни нашей Родины: начало блокады Ленинграда, Международный день памяти жертв фашизма, День Памяти жертв оккупации гг. Пушкина и Павловска.
Учитывая важность патриотического развития необходимо продолжать воспитывать в детях желание помнить подвиг защитников Родины, отстоявших родную землю, воспитывать чувство гордости за мужество, героизм, патриотизм людей, спасавших город Ленинград во время блокады, за подвиг шофёров, перевозивших груз по Дороге жизни, порой ценой своей собственной жизни, пополнить знания об истории города и его историческом прошлом.
Как воспитать патриота своей страны, своей Малой Родины, который будет помнить, гордиться и никогда не забывать подвиг наших соотечественников во время оккупации городов Павловска и Пушкина.
Воспитателями Савиновой Н.М. и Гуляевой М.М. был проведён цикл тематических занятий в 4 А и 3 А классах, направленных на воспитание юного патриота: тематические занятия «Послушайте их сердца стук…», «В кольце оккупации». Занятия проходили в школьном Уголке Боевой Славы, в нём размещён материал из книги воспоминаний Аскольда Нефедова, который пережил оккупацию г. Павловска ребёнком.
В рамках работы по программе «Быть человеком», созданной на основе Всероссийского проекта «Киноуроки в школах России», была организована и проведена в формате видео линейка «Блокадный Ленинград. Дорога жизни». В линейке приняли участие воспитанники начальной школы: Бусуркин А., Максимова К., Эгамов Н., Антропянская А., Гудзовская И., Винников А., Григорьева К., Глуховская П., Трубицына Д., Кузнецов В., Матвеев Н., малые педколлективы 3 А класса (Шныпко Ю.М., Гуляева М.М.), 4 А класса (Черевичная Н.Н., Савинова Н.М.), завуч по воспитательной работе Охотникова И.А., педагог-организатор Максимова Н.Л. Созданный материал был передан воспитателям для просмотра и обсуждения с воспитанниками в классах.
Видеолинейка
Киноуроки про доброту, заботу и поддержку.
В рамках работы по программе «Быть человеком» воспитателями школы- интерната № 8 Савиновой Н.М. и Гуляевой М.М. была организована и проведена акция «Спешите делать добро», которая прошла до начала дистанционного обучения.
Сегодня всем хотим сказать — Животным надо помогать, Делиться с ними пищей, А лучше приютить! Четвероногий друг вас будет, Всю жизнь свою любить!
Все мы помним и знаем фразу, что мы в ответе за тех, кого приручили. К сожалению, многие люди заводят домашних животных, не сознавая всей меры ответственности. Вдоволь наигравшись с пушистым зверем, они выбрасывают питомца на улицу. Добрые детские сердца наших детей не остались равнодушными к проблеме бездомных животных.
Целью акции являлось формирование гуманной культуры воспитанников на основе духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность школьников и родителей. Родители воспитанников охотно поддержали нашу идею. Мы впервые провели такую акцию, и детям очень понравилось. Они искренне переживают за брошенных собак и кошек. Силами детей, родителей и сотрудников школы-интерната для благотворительного фонда «Домик» были собраны и переданы корма для кошек и собак. Спасибо всем, кто подал руку помощи бездомным животным, не остался равнодушным к их беде! Нам очень хотелось бы, чтобы итогом нашей акции было то, что когда подрастут наши воспитанники, отпала необходимость защищать животных от жестокого обращения. А пока заниматься бездомными животными и оказывать им помощь будут люди с добрым сердцем из благотворительных организаций.
«Киноуроки про честь и достоинство»
В настоящее время нечасто можно встретить детей, имеющих полное представление о чести и достоинстве. Понятия эти достаточно сложные для понимания, поэтому с ними ребенка знакомят постепенно: сначала говорят о честности, беседуют о добре и зле, а затем подводят к пониманию чести и достоинства. Все эти понятия хорошо раскрыты в программе воспитательной работы «Быть человеком», разработанной воспитателями ГБОУ школы-интерната № 8 Пушкинского р-на Савиновой Н.М. и Гуляевой М.М. Программа построена на основе Всероссийского проекта «Киноуроки в школах России».
Сначала с детьми были проведены подготовительные беседы, проанализированы поступки известных персонажей из сказок, знакомых детям. После обсуждения сказочных событий, перешли к реальности. Тут важным было навести ребенка на размышления, задав ему вопрос: «Какую награду в реальной жизни может получить человек, совершивший хороший поступок? Как его могут наказать за проступок?».
Затем ребята знакомились с рассказом из книги Елены Дубровской «Детская книга о главном», по которому снят короткометражный фильм. Также, нам хочется, чтобы прошлое перекликалось с настоящим, ведь и нас воспитывали не только на примерах героев из жизни, но и на примерах героев из книг, поэтому для чтения мы подбираем рассказы из нашего детства.
После прочтения рассказов дети делились своими впечатлениями не только через обсуждение, но и через участие в творческих мастерских.
И только после всей проделанной работы мы перешли к просмотру детского короткометражного фильма «Честь имею», снятого режиссёром Е.Дубровской в рамках Всероссийского проекта «Киноуроки в школах России». Честь и достоинство, которыми обладает главный герой фильма, представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека.
После этого вернулись к вопросу: какая награда ждет человека совершившего добрый поступок? И сделали вывод, что в качестве награды выступает уважительное отношение со стороны окружающих, а неправильные действия вызывают осуждение и порицание. В борьбе со злом человек сохраняет свою честь, а у человека, поступающего в соответствии со своими убеждениями, постепенно формируется чувство собственного достоинства, которое проявляется в самоуважении, самодостаточности. Основной вывод, который сделали дети: достойным может стать каждый: необязательно быть богатым и знаменитым, чтобы поступать правильно. Проделанная работа помогла ребятам понять, что понятия достоинства и чести очень тесно связаны: человек, поступающий по чести, может считать себя достойным, и наоборот, человек с чувством собственного достоинства сможет поступать честно и правильно. Основное отличие в том, что честь – это воспитанное чувство, которое совершается непроизвольно, а достоинство – это осознанный выбор.
Работа по проекту «Киноуроки в школах России» ведётся уже второе полугодие и ребята с нетерпением ждут каждый новый фильм, с интересом смотрят его, обсуждают поступки и поведение героев.
В рамках Всероссийского проекта «Киноуроки в школах России» во II четверти работа велась по темам: «Ответственность за свои поступки» (ноябрь) и «Доброта» (декабрь).
В ноябре воспитанники:
— читали рассказ Л. Пантелеева «Честное слово»;
— смотрели короткометражный фильм «Шайба»;
— делились впечатлениями от просмотренного фильма через рисунки;
— участвовали в подвижной командной игре «Учимся работать в команде», про которую мы вам писали в предыдущей статье.
Тема месяца в декабре – доброта. Что такое доброта? Не каждый взрослый может дать определение этому понятию, а дети понимают это слово как оказание помощи друг другу (близким людям, друзьям). Но ведь доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Сюда входит забота о природе, любовь к братьям нашим меньшим и помощь нуждающимся.
Для того, чтобы раскрыть это понятие как можно глубже, мы провели целый цикл мероприятий, которые показывают доброту человека с разных сторон.
В декабре месяце воспитанники:
• читали два рассказа («Новогодний подарок» Леонида Пантелеева и «Новогодний подарок» Елены Дубровской);
• изготавливали новогодние игрушки на елку в виде конфет;
• смотрели короткометражный фильм «Новогодний подарок» по рассказу Е. Дубровской, который произвел на детей огромное впечатление;
• писали новогодние поздравления и пожелания детям, оставшимся без родных людей, в которых желали им обрести любящую заботливую семью;
• вложили письма с пожеланиями в новогодние конфеты.
Чувства, которые воспитанники испытали после просмотра фильма «Новогодний подарок» вызвали у нас душевную радость, т.к. мы увидели в наших детях отзывчивость, сопереживание ребятам, оставшимся без родительской заботы, стремление делать другим добро.
«Киноуроки про ответственность».
Нет такого ребенка, который не любил бы играть. Ведь игры – это веселье, радость и смех. Но особенно дети любят спортивные игры. Ведь это путь к здоровью, силе, ловкости и выносливости. Целью игры «Киноуроки про ответственность» было — показать детям важность дружной сплоченной работы в команде, умения ответственно подходить к выполнению заданий, умения отвечать и за победу, и за поражение. 27 ноября воспитатели Савинова Наталья Михайловна и Гуляева Марина Михайловна провели в школе-интернате спортивное развлечение с детьми 2 А, 2 Б, 3 А, 3 Б, 4 Д классов. Ребята принимали участие в веселых играх-эстафетах. За успешное прохождение эстафеты каждая команда получала часть фразы, из которой в конце игры нужно было собрать целое высказывание. Болельщики, которыми являлись воспитатели, очень дружно и активно поддерживали участников. В целом спортивная игра прошла очень весело, интересно, ярко, с задором и шумом. Естественно, в этой игре проигравших не было – победила дружба! Ребята ещё раз убедились в том, что умение ответственно подходить к выполнению заданий и есть залог победы не только в игре, но и в любом другом деле.
Во время проведения спортивной игры нам хотелось увидеть в детях решительность, смелость, чувство товарищества, стремление к взаимопомощи, доброму отношению друг к другу. И в наших детях развиты эти качества. Спортивная игра закончилась, но ждать ребятам недолго, ведь вместе с нашими «Киноуроками» мы планируем провести еще много мероприятий, которые пройдут не только в нашей школе. А тема месяца в декабре «ДОБРОТА».
20 ноября 2019 года к нам в школу-интернат № 8 приехали гости: Елена Владимировна Дубровская, которая является режиссёром и сценаристом детских короткометражных фильмов и Виктор Александрович Меркулов, руководитель всероссийского проекта «Киноуроки в школах России». Их приезд был связан с показом фильма «Александр», сопродюсерами которого стала наша школа- интернат. Для того чтобы встреча с ними состоялась, была проделана огромная работа. Весной прошла школьная благотворительная акция «Киноэкология» под девизом «Сдал макулатуру — создал фильм», в ходе которой учениками было собрано 449 кг 745 г макулатуры, которая была вывезена партнерами акции. Вырученные средства от сбора были направлены на съёмки нового короткометражного фильма.
Фильм «Александр» произвёл неизгладимое впечатление и на учеников, и на педагогов. Напомнил детям о таком качестве человека как ответственность за свои конкретные действия и поступки перед другими людьми, а у педагогов затронул струны души, которые в суете наших забот иногда начинают молчать. Ребята с удовольствием делились чувствами и эмоциями от просмотренного фильма, задавали различные вопросы режиссёру Елене Владимировне Дубровской и сценаристу Виктору Александровичу Меркулову. Встреча получилась яркой, эмоциональной и захотелось продолжения. Во 2 четверти 2019-2020 учебного года запланирован выезд в один из детских домов Пушкинского района. В декабре месяце в нашей школе будет организован просмотр короткометражного фильма «Новогодний подарок». Дети начальных классов уже начали изготовление новогодних подарков для детей из детского дома под руководством педагога дополнительного образования Шишовой Натальи Анатольевны, но праздник был бы не полным без праздничных номеров, и в этом нам помогает Максимова Наталья Леонидовна педагог-организатор нашей школы-интерната, с творческим коллективом «Каприз». Их номера всегда являются изюминкой любого мероприятия. Хочется надеется, что к нам присоединяться Елена Владимировна Дубровская и Виктор Александрович Меркулов, чтобы наши встречи продолжились.
В 2019-2020 учебном году наша школа начала работу в рамках Всероссийского народного проекта «Киноуроки в школах России», работа которого заключается в создании детских игровых короткометражных фильмов и методических разработок к фильмам для проведения внеклассных занятий по воспитательной работе в школьных образовательных учреждениях России.
На основе данного проекта воспитателями начальной школы – Савиновой Натальей Михайловной и Гуляевой Мариной Михайловной была разработана программа воспитательной работы «Быть человеком» для воспитанников начальной школы. Целью программы является выявление взаимосвязи духовно-нравственных ценностей, воспетых в фильмах киноуроков, с ценностями современных школьников, воспитание высокой нравственной культуры на примере образов положительных героев фильмов.
В I четверти работа велась по темам:
1. «Настоящая дружба» (сентябрь)
2. «Радость за другого» (октябрь)
В сентябре месяце воспитанники:
• читали рассказ Елены Дубровской «Не трус и не предатель»;
• делали иллюстрации к этому рассказу;
• смотрели одноименный фильм;
• писали сочинения на тему «Мой лучший друг».
На каждый этап работы оформляется стенд с творческими работами воспитанников.
В октябре ребята читали сказки и рассказы про зависть и радость за других.
С большим вниманием и удовольствием дети посмотрели короткометражный фильм «Мандарин».
В конце месяца учащихся начальных классов был оформлен тематический стенд. Совместная деятельность воспитанников разных классов придала этому стенду необычайную яркость и эмоциональность.
Наблюдая за детьми во время работы по программе «Быть человеком» в I четверти, мы увидели огромный спектр эмоций, которые испытали наши воспитанники: удивление, радость, интерес – «а что же будет дальше?», ожидание следующего этапа работы.
Проведенная работа показала заинтересованность детей проектом «Киноуроки в школах России», а значит, продолжение следует…