Развитие связной речи на логопедических занятиях у дошкольников и младших школьников с ОВЗ

24 марта 2021 года учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 8 Юлия Евгеньевна Розова провела вебинар на тему «Развитие связной речи на логопедических занятиях у дошкольников и младших школьников с ОВЗ» на образовательном ресурсе «Дефектология Проф — Институт повышения квалификации и переподготовки».
Одним из основных компонентов речевого развития старших дошкольников и младших школьников является связная речь, готовность к конструктивному общению со сверстниками и с взрослыми. Ведь владение монологической и диалогической связной речью – это не только умение правильно построить последовательный рассказ, но и умение высказывать свои мысли, поддерживать беседу и разговор.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности для детей с ОВЗ как старшего дошкольного, так и младшего школьного возраста. Данная форма речи предполагает овладение словарным запасом родного языка, усвоение языковых норм, овладение грамматическим и лексическим строем, а главное, применение на практике умений связно, понятно и последовательно передать окружающим содержание пересказанного текста или самостоятельно составить готовый рассказ. У учащихся с ОВЗ в той или иной степени имеются нарушения или недоразвития перечисленных компонентов речевой системы. Структура дефекта дошкольников и младших школьников, имеющих различные речевые нарушения, как правило, определяет необходимость проводить в системе логопедической коррекции специальные занятия по развитию связной речи.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности, которая носит характер последовательного систематического развернутого изложения мысли и имеет основную функцию — коммуникативную. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе. Развитие обеих форм (диалога и монолога) связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Поэтому на своих занятиях учитель-логопед знакомит детей с образцами правильной речи, помогает анализировать речевые конструкции, содействует планомерному накоплению знаний смысловых, морфологических и синтаксических закономерностей языка, а также создает условия для порождения самостоятельных связных высказываний учащихся, направляя и стимулируя речевую активность детей.
Поэтому развитие связной речи уже в дошкольном возрасте является одним из главных условий успешного обучения в школе. При этом работа должна иметь систематический и целенаправленный характер.
Использование в работе методических и практических материалов данного вебинара позволит педагогу провести эффективную пропедевтическую и коррекционную работу по развитию связной речи, поможет отследить динамику состояния речевого развития. Некоторые задания из методических рекомендаций могут быть использованы родителями для работы с ребенком в домашних условиях.
На вебинаре были подробно раскрыты следующие вопросы:
— Теоретический аспект проблемы. Особенности развития связной речи у детей с ОВЗ.
— Практические игры и упражнения по развитию связной речи на логопедических и коррекционных занятиях.
-Авторские диагностические методики речевого развития дошкольников и младших школьников.
-Методические разработки логопедических занятий по теме вебинара.
— Представление авторских учебно-методических пособий по теме вебинара.
В вебинаре приняли участие 340 человек — учителя-логопеды ДОУ и школьных логопунктов, преподаватели ведущих ВУЗов страны, учителя-дефектологи, коррекционные педагоги, студенты педагогических колледжей и ВУЗов, в также родители.