Модели наставничества

Описание ролевых моделей форм наставничества
Ведущими в планируемый период на 2021-2022 учебный год формами наставничества являются «учитель – учитель», «ученик – ученик», в дальнейшем планируется введение и других форм наставничества, например, «работодатель – студент», «родитель-ученик» и другие.


Форма наставничества

Вариации ролевых моделей

Ученик-ученик

• «лидер — пассивный» — психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
• «равный — равному» — обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый — креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.

Педагог-педагог

(учитель-учитель;

воспитатель-воспитатель;

классный руководитель-классный руководитель;

логопед-логопед;

психолог-психолог;

тьютор-тьютор).

 

 

 

 

 

 

 

• «опытный учитель (педагог) — молодой специалист» — классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;
• «лидер педагогического сообщества педагог, испытывающий проблемы» — конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы:
«не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;
• «педагог-новатор — консервативный педагог» — более молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями;
• «опытный предметник — неопытный предметник» — опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов).
Работодатель — студент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • «активный профессионал — равнодушный потребитель» — мотивационная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, стимулирование идей саморазвития, осознанного выбора образовательной и карьерной траектории;
  • «коллега — молодой коллега» — совместная работа по развитию творческого, предпринимательского или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора;
  • «работодатель — будущий сотрудник» — профессиональная поддержка, направленная на развитие определенных навыков и компетенций, необходимых для будущего трудоустройства.